Традиции тибетского буддизма насчитывают древнейшую историю развития
духовных практик. Со времени зарождения
тибетского буддизма были образованы четыре главные её традиции (школы): Ньингма, Кагью, Сакья и Гелуг.
Характеристики же и методы основных положений
хотя и разнятся, но отличаются лишь только
на первый взгляд неофита. А в основном
- единство базовых представлений, заложенных в «программу действий», значительно
расширяют инструменты духовного
самосознания и многообразия форм пути познающего к конечному единству….
Ведь «Путей
к Богу столько, сколько дыханий человеческих» - не зря гласит надпись, вырезанная
на воротах одного из тибетских монастырей. А цель религиозного гностика
– познания истины (Бога), а решение – через собственный оккультный опыт сердца йогическими методами[ii].
Система организации традиции Дхарма
В «древности» на Тибете традиции преемственности Дхармы
обладали несколько сложной системой и организационной структурой:
- Большое количество монастырей
- Обучающие центры
- Центры медитаций
В них ученики проходили необходимые дисциплины и
приобретали важные навыки целостного восприятия многообразного мира:
- Философию и мировоззрение
- Теорию и практику медитаций
- Астрологию
- Искусства
- Другое
В рамках каждой отдельной традиции сложились линии
тулку («перерождающихся учителей») с системой распознавания и
обучения ей (тулку)[iii]. Таким
образом, узнают по определенным характеристикам очередного приемника (ламу, учителя).
Все школы тибетского
буддизма также практикуют Сутру[iv] и Тантру,
ведь «… все они возникли
благодаря просветлённым деяниям Будд и Бодхисаттв» - сказал Его Святейшество
Сакья Тризин Ринпоче[v]. Он заметил:
«Гармоничные отношения между школами способствуют развитию учения Будды в
целом». – (Доказано исторически.)
Школы Ньингма и Кагью
Самая ранняя линия преемственности из четырёх основных
школ принадлежит Ньингма[vi], основанной индийским духовным
учителем Гуру Ринпоче (Падмасамбхава)[vii] в 8 веке. В которой, в свою
очередь, выделяют два способа линии преемственности и передачи традиции:
Кама – школа прямой передачи знаний: от учителя к
ученику;
Терма – школа передачи «скрытых сокровищ».
После смерти Гуру Падмасамбхавы, король Лангдарма начал преследовать буддистов, разрушая
линию передачи преемственности и
храмовые сооружения. Но традиции были сохранены в затерянных термах, с помощью
поддержки и взаимодействия со школой Кагью
по сбережению и продолжению преемственности традиции. И в те времена между ними
сложились тесные взаимосвязи, значительно обогатившие духовную традицию
буддизма на Тибете позже.
В 10 веке в период «нового перевода»
были сформированы традиции Кагью
и Сакья на новых циклах тантр.
Традиция Кагью тибетского буддизма Ваджраяны[viii] (санскр. Алмазный Путь или Тантраяна,
на санскр. «Колесница тантр») основывается и базируется на передаче устных знаний
(преемственность ученика и учителя), ориентированных на практику и непосредственному
постижению природы ума, в трансцендентальных медитациях – «линии нашёптывания[ix]». Она охватывает старые и новые
поучения и сутры, тибетской школы Ньингма
и новой Сарма (тиб.), проникшей из Индии в Тибет.
Многообразие единства
Некоторые аспекты познания и приемы практик в традициях Тибета во многом переплетаются
между собой, базируясь на основополагающем мировоззрении Будды - Сиддхарта Гаутамы.
Попытка вычленить их в отдельность из общей линии ведического мировоззрения
всегда будет сталкиваться с фактами влияния и наложения мудрости древних Вед.
Так, эзотерические корни буддизма уходят далеко в Веды, а многие её эзотерические
аспекты покрыты занавесом недопустимого проникновения в сокровища мира посвящённых
в тайны.
И вот проницательный взгляд адепта скользит за кулисы неизведанного и пытается ухватить шелковичную
нить истины, чтобы добраться до сердца
религии. Перешагнув же по ту сторону сокрытой метафизики бытия, исследователь готовиться встретиться со
своей самостью. Смелым и
дерзновенным исполинам духа удавалась это множество раз. А непоколебимая вера и
сакральные знания исследующего истину
не оставляют места коварным сомнениям Майи, чтобы свернуть с пути познания её
(истины). SATYAT NASTI PARO DHARMAH – так звучит его
девиз.
[i] Санскр.
держать, держатель; значение носитель (некоего собственного качества, свойства,
характеристики)
[ii]
Если придерживаться
строгого мнения, что йога (санскр. единство, единение, соединение, слияния
с Богом) – это общий единый инструмент самопознания и самосознания, как
древняя наука, независимо от теологических и философских концепций
современности.
[iii] со Второго Кармапы Капма Пакши
[iv] санскр. буквально нить, «путеводная нить» – название отдельных
лекций Будды.; тиб. часто как название пути, причины,
признака. (Мы долго создаем «причины» Просветления, чтобы познать «признак»
всех вещей – их пустоту.)
[v] Его
Святейшество Сакья Трезин, 41-й иерарх традиции Сакья, родился 7 сентября 1945
года в Цзэдонге недалеко от Шигацзэ в провинции Цзан (Центральный Тибет).
"Сакья Трезин" - означает "Держатель трона владения
Сакья".
[vi]
тиб. - старая, древняя
[vii] При деятельном участии царя Трисонга Дэцена и Бодхисаттвы Шантаракшиты
[viii] Ваджраяна санск. буквально «Алмазная
колесница»; тиб. Дордже Тхепа. На основании Ваджраяны с 8 века начали
возникать отдельные традиции.
[ix] Принято, что йоги высших степеней могут приобрести новые знания и
инструменты от Ваджрадхары (санскр. «Держатель ваджры». Утверждается, что махасиддха Тилопа принял от
Ваджрахары методы Махамудры (санскр. «Великая Печать». великий символ). На этом базируется Кагью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий