Но следовало бы напомнить, что базовыми
понятиями в йоге, в начале пути йогина, служат два санскритских слова-термина: яма и нияма. Эти базовые понятия являются неразделимой частью сознания,
практики и жизни йогина на всех уровнях развития на протяжении всего его пути.
Но чтобы чётко знать, что представляют из себя две
взаимосвязанные ступени йоги и облегчить
их базовое понимание, в этой статье они приведены в последовательном порядке.
1 ступень – Яма
Она очищает читту (ментальная энергия), помогает выработать самоконтроль и состоит из следующих нравственных качеств характера:
Ахимса – непричинение вреда ни мыслью, ни делом, ни словом. Истинное
качество ахимсы раскрывает благожелательность в душе йогина.
Сатья – воздержание ото лжи, правдивость. Утвердившийся в сатье йогин, раскрывает вак-сиддхи, которые позволяют реализовываться
словам в пространстве.
Астиям (Астейя) –
нестяжание, неприсвоение чужого хитростью или силой. Нестяжание – непривязаность
ко всему, что нам не принадлежит, развивает бескорыстие.
Апариграха – воздержание и неприятие никаких подарков,
подношений, самодостаточность, бескорыстие
в мыслях, действиях, словах. Неприятие - непривязаность ко всему, чем мы обладаем и считаем своей
собственностью.
Брахмачарья – наполнение Брахмой (Высочайшим духом),
самоконтроль, воздержание, целомудрие в
мыслях, делах, словах. Брахмачарья связана
с половым воздержанием. Постепенный и умеренный
самоконтроль над своими
естественными потребностями приводит к изменению потока энергии из чувственных
проявлений в рост духовной потенции.
Следование установкам ямы и соблюдение их наполняет сознание йогина пониманием ниямы
и началом её осуществления.
2 ступень – Нияма
Саучам – чистота духовная и физическая.
Тапас – строгость, укрощение страстей. Аскеза,
самодисциплина в тапасе (состояние
невовлечённости во всё внешнее) ведет к собиранию внутренней энергии и
направление её к высшему проявлению различных психических сил – мистических
способностей (сиддхи).

Свадхиайя –
самоизучение,
самопознание; называется упражнение, посредством, которого ученик прилежно
повторяет священные слова (мантры) и Веды - которыми очищается саттва (телесная материя), мантры – это
выражение нашего сознания и духа на языке богов (санскрит), трансцендентные
звуки;
Ишвара пранидхана –
молитва, набожность. Преданность, направленная внутрь; сосредоточение, а не
разбрасывание энергии в религиозных внешних обрядах и церемониях.
Все перечисленные наставления
представляют фундаментальные основы пути практикующего йогу.
В нияме практикующий йогин получает более тонкое понимание ямы. Нияма являет собой аспект развития
и укрепления воли и духа йогина. К яме относиться упорядоченный самоконтроль и управление, к нияме – саморегуляция и равновесие сознания.
Если яма охватывает нравственные аспекты
бытия, то нияма представляет
уже собой духовные основания самодисциплины.
Принятие и исполнение этих 10 основ делает практикующего действительно настоящим йогином и
формирует новое качество его характера.
До следующих выпусков!
Нравится
Комментариев нет:
Отправить комментарий