понедельник, 10 июня 2013 г.

Мистические практики Тибета

В предгорьях Кайласа, среди Гималайских вершин оттачивались техники и передавались сокровенные знания в мистериях посвящений: от учителя к ученику. Некоторые техники и опыт дошли до наших дней, а многие покрыты занавесом «малоизученного».
С незапамятных времен различные виды практики изменения состояния сознания составляли неотъемлемую часть духовного и оккультного аспекта изучения религиозного личного опыта.


В особенной степени (и неудивительно!) этим теоретическим и практическим методикам уделяли пристальное  внимание на Тибете, и в частности в тибетском буддизме, пропитанным мистицизмом.


Тибетский буддизм и йога
Тибет изобилует разными мистическими практиками и эзотерическим  направлениями и традициями, из которых особый интерес вызывает школы Ньингма и Кагью. Последователи этих духовных школ, из четырёх основных тибетских столпов буддизма, изучают и практикуют шесть видов йоги Наропы:
  • Туммо – йога мистического тепла
  • Гийю-лус – йога иллюзорного тела
  • Одсал - йога ясного света
  • Ми-лам - йога сновидений
  • Бардо – йога смерти
  • Пхо-ва - йога переноса сознания
Рассмотрим основной потенциал возможностей и некоторые свойства этих видов йоги, каждой по отдельности. 
  • Туммо – йога мистического тепла
Метод традиции Кагью позволяет развить и выработать аэрокинестические способности  организма, способности регулировать биоэнергию человека. В практике туммо (тиб. gtum mo) применяется концентрация на энергетическом центре в области пупка (вторая чакра, Свадсхистана). Данная способность даёт возможность йогину регулировать и изменять температуру тела и окружающее пространства, а так же влиять на погодные стихии. (Йогинов, практикующих туммо на Тибете часто зовут «репа», дословно – «белая юбка»,  за способности находиться в одной легкой одежде в холодном горном  Тибете.)
  • Гийю-лус – йога иллюзорного тела
Практика Гийю-лус (тиб. sgyu lus) даёт сознанию выработать способность восприятия мира и физической Вселенной, как иллюзорность, как преходящее и уходящее явление, включая и собственное тело. При этой медитации практикующий йогу свое внимание сосредотачивает на энергетическом центре в области лба (шестая чакра, Аджна), концентрируясь на пустоте.  Теоретически и практически, в концепции этой техники просматриваются основы теории Майя (теория Иллюзии), проходящей невидимой нитью через все базовые ведические концепции.
  •  Одсал - йога ясного света
Она построена на восприятие Бога и Вселенной, как Матери – Ясный Свет, как Божественного Сознания Вселенной. Свое внимание в медитации Одсал (тиб. ‘od gsal)  практикующий сосредотачивает в области сердечного центра  (четвёртая чакра, Анахата). Такая практика имеет схожий аспект и часто переплетается с родственными медитативными практиками: медитациями на свет и пустоту.

Согласно же учению Тантры, свет рассматривается в трёх метафизических ипостасях:

1. Свет Начала –  (Исконный свет, существующий с начала времён.);
2. Свет Пути – (Постижение медитирующим Нерождённой Пустоты, превосходящей дуализм объекта и субъекта.);
3. Свет Осуществления – (Постижение Конечного Света,  слияние со светом в медитации Просветленного Состояния Будды.).
  • Ми-лам - йога сновидений
Она направлена на развитие осознанности сновидений и управление снами. Ми-лам (тиб. rmi lam) так же, как и большинство практик, «вовлекающих» в процесс тонкое тело, имеет эзотерический вектор познания и управления сновидениями.  В данной практике концентрация внимания сосредотачивается на энергетическом центре, расположенном в области горла (пятая чакра, Вишудха). 

Ми-лам в основе своей  сходна с Гийю-лус и взаимосвязаны:
Йога сновидений используется для создания иллюзорного тела, а   Йога иллюзорного тела развивает и углубляет данный процесс. При этом потенциал возможностей посвященных в мистерии медитативной практики позволяет «преодолеть барьер» между сном и явью.

  • Бардо – йога смерти
Практика Бардо (тиб. bar do) помогает понять и «прочувствовать загробный мир Бардо», с целью его преодоления и освобождения от бесконечной череды воплощений в Колесе Сансары и выбора будущих родителей в последующей реинкарнации. Проникая в мир Бардо, тонкое тело может перемещаться и находиться в  разных местах и быть , где угодно, кроме места , где он должен воплотиться вновь. Обладая при этом определенными сансарическими сверхспособностями…
  • Пхо-ва - йога переноса сознания
Это йога осознанного угасания жизни - смерти и перенесения сознания в Чистую Землю Будды. Оккультная практика Пхо-ва (тиб. ‘pho ba), познания мистерий смерти Бардо. Наиважнейшая практика тибетского буддизма, преследующая конечную цель – рождение в более высоких мирах и полное просветление. Она способствует раскрытию всех семи чакр (лотосов) по энергетическому каналу кундалини, позволяя сознанию выйти через Сагасрару (седьмая чакра, тысячелистный лотос). Данная способность позволяет перемещать и переносить свое сознание в пространстве и даже вселяться (проникать) в тела умерших людей или животных.

Вдали от людских глаз

Безусловно, эзотерические практики тибетских школ Ньингма и Кагью  отчасти являются малоизученными для широкой публики увлечённых. Ведь, могучее метафизическое "куётся" вдали от людских глаз, а сокровенное сакральное даётся посвящённым...  И на этом поприще эзотерического исследования ещё много, что предстоит понять и «переварить», чтобы исследовать глубины…

Заканчивая обзор о тибетских практиках  Ньингма и Кагью в этой статье, в дальнейшем мы ещё обязательно вернёмся к рассмотрению духовных практик в выпусках «За занавесом иллюзии».  

Подписка на новинки блога:

Нравится

Комментариев нет:

Отправить комментарий