Каждый сон, как маленькая смерть, погружает
наше сознание в мир сновидений: непонятный, сложный и аллегоричный… Треть жизни
мы проводим во снах, которые для большинства так и остаются всего лишь снами…
Обрывки впечатлений ночных событий
проносятся в бодрствующем сознании и улетучиваются, как мираж, до следующей сумеречной
встречи с неизвестным и метафизическим.
Но готовы ли вы понять, что с вами
происходит во снах, и обратить свои взоры на метафизический мир?
Поговорим о метафизике снов.
Стремление к цельности
Каждый раз, засыпая и просыпаясь, наше сознание сталкивается с явлениями и образами, погружаясь в мир под названием сновидение. Этот мир бывает настолько порой фантастическим и невероятным, что наше привычное сознание воспринимает это как:- Фантазия ума и бессознательные образы;
- Аффекты впечатлений прошлого и отпечаток «вчерашнего дня;
- Наши бессознательные желания и мотивы, и многое другое.
В частности, З. Фрейд выделил идею, что каждое
сновидение – это исполнение бессознательного желания, мотив личности к
цельности, гармонизации внутреннего опыта и энергии. Исходя из этого, каждый
сон − исполнение желания из вытесненной, отвергнутой и непознанной нашим
сознанием природы духа – сущности Высшего Я. Верно, как и то, что
всё в сновидении является
представлением аспектов личности, Я – образов и внутренней жизни сновидящего
(каждый персонаж, ситуация, обстановка, чувства, мысли – всё!).
К.Юнг отметил, что в динамическом взаимодействии сознательного и
бессознательного, всегда есть подтекст, как указание на цельность личности:
того, чего не хватает в восприятии жизни
наяву. И в этом смысле, каждое сновидение приносит энергию и образы,
недостающие и необходимые для цельности личности, как элемент компенсации
неустойчивости в реальной жизни наяву.
Из этого
становиться понятной и мысль, что сны
– это первая наиболее регулярная возможность встречи бодрствующего
сознания с нашей глубинной самостью. Независимо от образного и
проявленного содержания во сне, каждое сновидение имеет элемент трансперсонального, религиозного и
архетипичного измерения. И временами он является первичным компонентом
содержания сна. Этот элемент существует в сути и содержании даже самого
обыкновенного и приземленного сновидения.
Архетипы
другого измерения
Сны – зеркала сознания
Сны, как зеркала сознания в своем стремление к цельности ума и души, всегда имеют тенденцию раскрывать всё, что
подавляется и замалчивается при общении с окружающими. Они имеют элемент
значения, связанный с эмоциональными отношениями
жизни наяву или их недостатком. Особенно явен отражающий эффект снов в проявлении
эмоциональных отношений.
А этот уравновешивающий и компенсирующий
элемент, в свою очередь, напрямую и
косвенно ассоциируется и связан с другим элементом снов - элементом годовщины.
Элемент годовщины
Известно, ум способен
бессознательно сохранять в сознании даты и значительные эмоциональные события. Появление
же во снах воспоминаний давно минувших дней или никогда сознательно не
отмеченных говорит:
О том, что в принципе «ничто никогда не
забывается». А так как одной из целей сновидений являются обретение цельности,
то в каждом сновидении всегда присутствует нить хронологии и связь между прошлым, настоящим и будущем, хотя и бессознательно отвергаемых бодрствующим умом.
Тень
Другой же элемент универсальных знаний, способствующий
цельности: тень - в каждом
сновидение содержит также и нить
творческого вдохновения и потенциального решения проблем.
На определенном уровне тонкого мира
каждая фигура и элемент сна облекаются в формы, которые выражают нашу
внутреннюю энергию.
Например, когда во снах сновидящий
спасается от смерти, то часто избегает необходимости внутренне расти и
развиваться. Тень по Юнгу несёт с собой ту самую часть цельного, которой недостаёт в сознании, и
которая требуется для дальнейшего роста и развития. В этом случае смерть и
страх, присутствующие в сновидении, всегда связаны на некотором уровне с
внутренним ростом и трансформацией личности и характера. И это во многом
совпадает с точкой зрения эзотерических кругов.
Астральное
пространство эзотерики
Сновидение
– это опыт человека и души, который имеет другую реальность и на другом уровне
сознания. Каждый человек еженощно растворяется в Коллективном бессознательном,
но часто просто этого не помнит, теряя связь с собственным Эго на метафизических глубинах тонкого мира.
Научившись же полностью осознавать
собственные сны, человек раскрывает себя и заново окружающее пространство, соприкасаясь
с тонким астральным планом.
Тибетцы в особенности верят, что
через развитие осознанности сновидений,
человек может осознать затем Мир Бардо (тибетский мир мертвых),
так, как он есть в метафизическом
аспекте.
Сон без сновидений
В описаниях религиозных мистерий и
практикующих медитации в раджа-йоге,
часто фигурирует метафора: «сон без сновидений». Многие уважаемые йогины утверждают, что
человек «достигший просветления перестаёт видеть сны». Часто они рассказывают «о
единстве и слиянии со светом».
«Если сон человека глубок и
свободен от сновидений, он способен на несколько часов переносить свое сознание,
или чувство «Я» в причинное тело; такой
сон производит оживотворяющее действие» - писал П. Йогананда в «Пути йогина»
При достижении определенных уровней
трансцендентной медитативной практики сознание
йогина способно создавать модели, содержание и структуру сновидений, где
все переживания Его и трансформация сознания находятся на метафизических ментальных глубинах. (По
определению психоаналитиков, это тот уровень, на котором все архетипы становятся
безвременными и трансличностными.)
Практика
сновидящих
Практика сновидений насчитывает не
одно тысячелетие в индуистских, буддистских мистических и духовных направлениях
и школах. Родоначальницей практики
сновидений признаётся многими
духовными течениями современности – Йога-нидра
(Йога сновидений).
На слуху
висят в воздухе имена Карлоса Кастанеды и Станислава Гроффа, ныне известные по всему
миру своими работами «Искусство сновидений», «Холотропное сознание» и рядом
других не менее известных трудов. В которых подробно рассматриваются вопросы
практического применения древних знаний и опыта мистических способов познания и
управления сновидениями.
Подводя итог разговору о
сновидениях в этой статье, можно в полной мере констатировать, что сновидения
- эта
большая часть нашей жизни, которую мы не вполне контролируем, но которую вполне
способны осознать и потенциально научиться управлять её.
Для этого существуют определенные
практические техники, раскрывающие потенциал и механизм работы со сновидениями.
И об некоторых мистических практиках, пойдет
речь в следующей статье «Мистические практики Тибета».
А дан ли ответ, на прозвучавший вопрос в начале статьи, судить, уважаемые читатели, только вам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий